..ДОШКІЛЬНИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД ЯСЛА-САДОК №2 "Теремок...

Меню сайту
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 16
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

 

 

 

 

    1.Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная                                                                речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере и может быть причиной неуспеваемости его в школе.

    2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

    3. Первый образец речи для ребёнка— это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа.

    4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

     5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова - заменители типа ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

     6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

    7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.

    8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.

    9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

 

 

 

                             КАК РАЗВИВАЕТСЯ  РЕЧЬ РЕБЁНКА?                  

                   ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА     

         К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним              перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.  Наблюдается рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.

          2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет           своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.

        3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "агукание". Такие   звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают  гласные звуки, близких  к  а, ы, у, а также возможно сочетание с согласным   г, к, н.   Гуление - это первая стадия лепета. Например, "у-у-у-у" или "гу-у-у-у". Малыш прислушивается  к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

       4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.  Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей). Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

         5 месяцевРебенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса. Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего).  В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки, певучее гуление.

        6 месяцевК этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма.  Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба","ма-ма-ма") Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму)           

         7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих, ориентация на звучащую игрушку.

         8 месяцевВозникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших     показателей нормального развития речи - лепет. Лепет  сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.   

     9 месяцев. Малыш уже активно общается с окружающими с помощью жестов, с удовольствием играет в "ку-ку" и "ладушки"      

     

 

                        10 месяцевНа этом этапе малыш использует в общении несколько "лепетных

                        слов"  (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Ситуационное понимание обращенной речи.  Понимает название отдельных предметов.  

         11 месяцевИспользует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации. В одно и тоже слово ребенок может вкладывать различный смысл, заменяя ими целые предложения ("пи" – пить, вода, кружка и т. д.).

       год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 8 -12 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает  простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где киса?", "дай кубик" "где папа?", "дай ручку",   "нельзя") Понимает более 20 слов. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется. После года малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?»). Понимает слово «НЕТ». Хорошо слышит и различает много звуков.

                             

                                                                               От 1 года до 7 лет

         1 год 3 месяцаСловарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

        1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса). «Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

       1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" -"Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас более 20 слов. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимение  я. Использует предложения из 2 слов.   

       2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложе ния строит из двух – трёх слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще.   Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои  просьбы оформляет  в виде словосочетания или простого предложения с пропуском   предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме».

                                    Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить

                                      молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке». Появляются прилагательные. Произносит   сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Согласует предметы и действия (Машина едет; я хочу).

          2 года 6 месяцев. Малыш правильно использует в речи местоимения я, ты, мне. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Использует предложения из 2-3-4 слов. В основном это сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один". Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее). Начинает употреблять в речи предлоги.

      года. У малыша словарный запас 250-700 слов, использует предложения из 4 – 5  слов , овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".  Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".   Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слав. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при повторении. Называет цвета, форму предметов.   Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей — проявить терпение и понимание.  

            года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Но встречаются смешения свистящих и шипящих и могут отсутствовать р и л. Исчезает смягченное произношение согласных.  Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов и более. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....».

                                  

 

                                  Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.         

                                  Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

            5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок  овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения. Пользуется предложениями из 5-6 слов. В этом возрасте малыш использует все типы предложений, в том числе и сложные, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.  Знает свой адрес.   Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: «Картина была нарисована Машей». Полностью усваивается слоговая структура слов. Ребёнок самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове. В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно   ласкательными суффиксами. Знает свой адрес.  Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.   

                     В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в  предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями                                 языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. Дети этого возраста должны правильно произносить  все фонемы родного языка. Различать и дифференцировать  звуки речи на слух и в произношении.  Полностью усваивается слоговая структура слов. Дети самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове.

                           Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте

                        ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать  предметы по различным признакам. Обладает словарем около 4000 слов.   Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.  Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

 

    Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

                                                   (Составила логопед ДОУ № 2 Бобрович Л. Н.)

Форма входу
Пошук
Календар
«  Вересень 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архів записів
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтів - uCoz